«ОСТРОВЦЫ»
О судьбах и боевом пути во время Великой Отечественной войны экипажей
танка, самолета, канонерской лодки, минного заградителя, носящих имя Николая Островского, учащиеся МОУ СОШ № 14 и гимназии №9 узнали в музее писателя.
«Точные дистанции дальномерщика Ивана Голикова, умелое выполнение
команд рулевым Иваном Новиковым и массированный огонь не дали возможности фашистским стервятникам произвести прицельное
торпедометание. Сброшенные ими с 4-х направлений торпеды прошли по бортам минзага в 15-20 метрах», - так вспоминал об одном из самых тяжёлых боев экипажа минного заградителя «Николай Островский» бывший помощник командира капитан 2-го ранга Николай Игнатенко. Тогда в декабре 1941 года минзаг, имея на своем борту ценнейшие грузы (вещевое имущество, госпитальное оборудование, боезапас, эвакуированных женщин и детей, раненых), шел заданным курсом.
Вдруг на горизонте показался разведывательный самолет противника. «Разведчик» начал описывать круги, не выпуская корабль из поля видимости. Вскоре появились торпедоносцы. Они шли на минзаг низко над самой водой. Потом рассосредоточились на 4 группы по 3 самолета в каждой группе и легли на боевой курс для атаки... Этот бой экипаж выиграл. Без потерь было доставлено пополнение защитникам осажденного Севастополя.
И. Голиков.
И.Новиков.
А Парфенюк.
П.Слепцов.
Сочинцы. Островцы - так они себя называли. Им было тогда по 18-27 лет.
Они и еще 117 членов экипажа защищали Севастополь, Поти, Батуми, Сочи с моря. Все основное снабжение в города причерноморья шло морем. Но там, в море, транспорты караулили немецкие подводные лодки и самолеты. Бывало, транспорту удавалось прорваться к сочинскому порту и под защитой зенитных береговых батарей разгрузиться и принять на борт больных и раненых. Над морем каждую ночь зависали немецкие осветительные ракеты.
Акваторию Черного моря охраняли минные заградители. 22 июня 1941 года в 4 часа 00 минут личный состав минзага «Н.Островский» был поднят по сигналу тревоги: « Все по боевым постам". Так для островцев началась война с самых первых ее часов на берегу Севастополя. Экипаж минировал проходы в наших минных молях, а для этого необходимы были мужество, четкое и безошибочное выполнение команд, т.к. имея на борту полный комплект боевых мин, минзаг «походил на пороховую бочку», как его называли севастопольцы.
Не раз личный состав отражал атаки вражеских самолетов и беговой артиллерии. А за сухими цифрами статистики - стойкость, отвага, героизм наших родных: минзаг «Н.Островский» выставил 5 тысяч больших корабельных мин, на его борту было перевезено свыше 12 тысяч бойцов из портов Кавказа в Одессу и Севастополь, обратными рейсами эвакуировано свыше 19 тыс. раненых, больных, гражданского населения.